Стандарты безопасности детских автокресел: что нужно знать родителям

Обеспечить полную безопасность ребенка во время поездки в автомобиле – долг каждого родителя. Согласно действующему законодательству (в частности пункт 21.11 Правил дорожного движения Украины), запрещено перевозить на переднем или заднем сидении ребенка младше 12 лет или ростом ниже 145 см без специально разработанных удерживающих устройств. При этом немногие родители знают, что существуют определенные стандарты безопасности детских автокресел, регламентирующие подбор и использование удерживающих систем для детей. Предлагаем разобраться, какие бывают стандарты безопасности автокресел для детей, чем они отличаются, кто их разрабатывает и тестирует.

детские автокресла

Европейский стандарт безопасности детских автокресел

Начиная с 1982 года, Европейской экономической комиссией ООН был внедрен в пользование первый во всем мире стандарт безопасности автокресел, который получил «название» ECE R44. Обратите внимание, что в создании этого стандарта принимала участие британская компания Britax Römer, которая немало времени уделяет разработке и модернизации средств повышения безопасности детей во время поездок в автомобилях. Разработанный стандарт – это, по сути, совокупность требований к безопасности материалов и комплектующих, надежности задействованных технологий и методик при изготовлении специальных удерживающих устройств для детей.

В 2013 году действующий европейский стандарт безопасности детских автокресел получил определенные изменения – улучшенный вариант известен под названием ECE 129 (i-Size). Согласно обновлениям, автокресла для детей проходят большее количество краш-тестов (включая боковой удар) и обязательно оснащаются креплением ISOFIX.

Сегодня действуют оба варианта, но со временем планируется отказ от ECE R44.04 и обязательное использование только более строгого норматива ECE 129 (i-Size). Предлагаем более детально разобраться в европейских стандартах безопасности, чтобы знать, какое автокресло лучше для детей.

ECE R44.04

Европейский стандарт безопасности детских автокресел ECE R44 часто называют универсальным, поэтому может встречаться другой вариант названия – ECE R44 Universal. Директива включает в себя следующие моменты:

  1. Требования к экологичности и качеству используемых для изготовления автокресел материалов. Причем нормативы прописаны к разным материалам: металл, пластик, ткань и т.д.
  2. Требования к прочности и надежности крепежей (замки, фиксаторы, рычаги и прочие крепления конструкции).
  3. Требования к правильно прописанной маркировочной этикетке, а также предоставлении конечному пользователю информации касательно установки и эксплуатации детского автокресла.
  4. Результаты успешного прохождения тестирования и краш-тестов независимыми компаниями. Так, краш-тест для автокресла, разработанного согласно ECE R44.04 Universal, включает лобовое столкновение при скорости движения авто 50 км/ч и задний удар при скорости 30 км/ч.

Европейский стандарт безопасности детских автокресел ECE R44

Согласно классификации, поддерживаемой директивой ECE R44.04 Universal, детские автомобильные кресла делятся на пять возрастных групп: 0, 0+, 1, 2, 3. Детей старше 12 лет или выше 145 см разрешается возить без автокресла, но на специальном приспособлении, получившем название бустер.

Отметим такой момент, что ECE R44 получил несколько редакций. Начиная с 2009 года, в странах Европы действует четвертая редакция под названием ECE R44.04. Более ранние модификации не выпускаются, но вполне могут продаваться и использоваться.

Что касается четвертой редакции ECE R44.04 Universal, то детское автокресло обязательно включает ремень с регулирующим механизмом, фиксаторы диагональной лямки, боковую защиту, информационные подсказки относительно установки.

ECE 129 (i-Size)

Стандарты безопасности детских автокресел ECE 129 (i-Size) считаются более «жесткими». Разработаны они не только на основе веса ребенка, как это характерно для ECE R44, но и с учетом роста и физиологического развития тела. Таким образом, кресло автомобильное обеспечивает большую защиту ребенку, находящемся в нем. Кроме того, i-Size предполагает обязательное тестирование удерживающих устройств на боковую безопасность. Ведь, согласно данным статистики, порядка 25% от общего числа аварий приходится именно на боковые столкновения автомобилей.

Над разработкой нового стандарта работал комитет экспертных сотрудников под руководством ООН, целью которых являлся вопрос повышения безопасности детей в транспортных средствах. Поэтому i-Size включает:

  1. ECE 129 – стандарт безопасности для специальных фиксирующих устройств при перевозке детей в автомобилях.
  2. ECE R16 – стандарт надежности крепежей, фиксаторов, ремней, включая систему ISOFIX. Система ISOFIX представляет собой жесткий крепеж, с помощью которого автокресло фиксируется к кузову автомобиля, что гарантирует большую защиту ребенка.
  3. ECE R14 – стандарт регулирования кресел к якорному креплению удерживающего устройства и полу автомобиля.

Европейский стандарт безопасности детских автокресел i-Size

Среди значимых нововведений европейского стандарта безопасности детских автокресел i-Size необходимо выделить следующие моменты:

  • установка автокресла против движения транспортного средства для детей возрастом до 15 месяцев;
  • полное исключение некорректного использования автокресла с учетом системы фиксации ISOFIX;
  • усиленная защита конструкции при боковом ударе + тестирование бокового удара;
  • упрощенная классификация детских автокресел на основе роста, а не веса ребенка;
  • улучшенная совместимость автокресел с сидением авто, оборудованным по нормативу i-Size.

Американский стандарт безопасности автокресел для детей

В США существует свой стандарт безопасности автокресел, который был разработан Национальным управлением безопасности движения на трассах (National Highway Traffic Safety Administration). Название внедренного стандарта является аббревиатурой разработчика и звучит как NHTSA.

Что же собой представляет американская директива безопасности детских автокресел и чем она отличается от европейских? В отличие от европейских, американский NHTSA является универсальным стандартом, который не учитывает тонкости эргономики автокресел для разных возрастных групп. Поэтому его часто называют «усредненным» вариантом со средним комфортом, что не совсем хорошо для правильного физиологического развития ребенка. К примеру, автокресло, созданное по NHTSA, не позволяет отрегулировать подголовник под рост ребенка. Для новорожденных нужны вовсе другой анатомической формы сидения, которые устанавливаются против движения автомобиля. А такие требования не учтены в NHTSA. Кроме того, тестированием детских автокресел занимаются сами производители на специальных полигонах. Как результат, такое тестирование носит весьма сомнительный характер.

Поэтому если вас интересует автокресло универсальных стандартов безопасности, то вполне можно брать американский вариант NHTSA. Но если хотите большую надежность специального удерживающего устройства и разработку конструкции с учетом физиологического развития ребенка, то однозначно берите модель, созданную по европейскому стандарту безопасности детских автокресел ECE 129 (i-Size).

Автокресла для детей

Краш-тесты детских автокресел

Напоследок рассказываем, что такое краш-тест и зачем он нужен? Краш-тест – это имитация лобового столкновения авто, бокового и заднего ударов. При проведении такого динамического испытания автокресло устанавливают на специальную тележку и фиксируют. Затем тележка движется по рельсам, а при резком торможении происходит имитация удара, идентичного при ДТП или экстренном торможении авто. Чтобы результаты тестирования были максимально точными, в автокреслах используются манекены, соответствующие по своим антропометрическим данным детям. Поскольку такие манекены изготовлены из специальной глины, то по результатам динамических испытаний возможно выявить даже возможные травмы, которые могут быть полученными юными пассажирами при ДТП.

Среди самых надежных и известных организаций, которые занимаются проведением краш-тестов, стоит выделить немецкий автоклуб ADAC. Именно эта организация отличается высокой беспристрастностью, поскольку выдает сертификаты только удачно прошедшим тестирование товарам, независимо от имени бренда, стоимости и даже истории компании-изготовителя. Причем в Германии структура оценивания выглядит иначе: худшим экземплярам присваивается высокая оценка, а лучшим – низкая. Например, автокресло с оценкой краш-теста 5.5–4.6 является наименее безопасным, модели с результатом 3.5–2.6 относятся к «средней» группе. А вот самыми надежными для детей будут автокресла с оценками 2.5–1.6 (хорошо) и 1.5–0.6 (отлично).

Также при поиске детского автокресла можно доверять результатам краш-тестов и других компаний, в числе которых VTI (Swedish Institute), ANWB, Stiftung Warentest, T RACC, A.liitto, UV, DEKRA, OAMTC, TCS и др.

Теперь вы знаете, насколько важны стандарты безопасности детских автокресел и обязательно будете их учитывать при выборе специального удерживающего устройства для ребенка. Надеемся, наша статья поможет вам подобрать надежное и одновременно комфортное автокресло для вашего ребенка. Переходите в наш онлайн-каталог, изучайте варианты и заказывайте – в ассортименте предложены модели детских автокресел на разный возраст. Вы можете выбрать детское автомобильное кресло любого дизайна и на любой бюджет. Не забудьте подписаться на наши новостные рассылки, чтобы следить за акциями, новостями, актуальными обзорами.